Skip to content

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Транскрипт 1 Инвестиции в человеческий капитал как фактор повышения его конкурентоспособности Астахова Ю. Именно знания, как составная часть человеческого капитала, обуславливают динамику перемещения квалифицированной рабочей силы. Эффективность экономики страны напрямую зависит от накопленного и реализованного в ней человеческого капитала, ведь знания и квалификация являются основными факторами экономического роста и социального прогресса общества. Основой общества и главным богатством страны являются люди, поэтому проблема эффективности формирования и использования человеческого капитала, является актуальной. Сегодня, когда происходит реформирование системы образования и в обществе происходит переоценка отношения к профессиональному качеству подготовки специалистов, вопрос формирования человеческого капитала в условиях образования стоит особенно остро. Интенсивное развитие сферы образования позволило ведущим странам мира достичь успехов в области наукоемкого производства и социального прогресса.

инвестиции в человеческий капитал в Республике Беларусь

Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с долгое время, затем уступила его Исландии, а затем вернулась на вершину списка опять. В пятерку лидеров рейтинга -- стран с очень высоким уровнем развития -- также вошли: На шестом месте Канада, а на седьмом -- Ирландия. Лихтенштейн и Германия - на 8 и 9 месте соответственно, а Швеция -- на В отличая от показателей например года когда Соединенные Штаты занимали лишь е место, теперь эта страна входит в пятерку стран с самым высоким Индексом развития человеческого потенциала и занимают 4 место.

Видов инвестиций в человеческий капитал достаточно много. Однако странами СНГ, приходились на Россию, Украину и Беларусь.

Галина Соколова доктор философских наук, профессор зав. Проводится инвентаризация и стоимостная оценка человеческого капитала в сферах науки, образования и здравоохранения. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования, а также об отрицательной динамике естественного оборота человеческого капитала в сфере здравоохранения за счет снижения продолжительности жизни населения Беларуси.

Предлагаются меры по улучшению использования человеческого капитала при переходе к его инновационному обороту. Возникла общественная потребность в создании такой теории, которая, с одной стороны, учитывала бы радикальные изменения, происходящие под воздействием научно-технической революции, а с другой - адекватно освещала роль и значение человека в новых условиях и определяла направления рационального развития и использования его интеллектуального потенциала.

Формирование современной теории человеческого капитала и ее выделение в качестве самостоятельного течения мировой экономической мысли происходило в конце х -начале х годов в. Возникновение концепции человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря публикациям американского экономиста Т. Базовая теоретическая модель концепции человеческого капитала была разработана другим американским экономистом Г. Данные работы во многом определили направленность дальнейших исследований в этой области.

Хотя экономический подход к человеческому поведению строится на теории индивидуального выбора, он ни в коей мере не ограничивается анализом поведения индивидов, а использует теорию микроуровня в качестве мощного орудия для получения выводов на групповом или макроуровне.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Вестник Полоцкого государственного университета. Серия , Экономические и юридические науки. Серия , Экономические и юридические науки;

ным высококачественным человеческим капиталом. Высокий уровень и качество но-экономического развития Республики Беларусь на. – гг. в образования” ( г) и „инвестиции в человеческий капитал” ( г).

инвестиции в человеческий капитал - необходимое условие конкурентоспособности казахстанской нации. Человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. На самом деле это понятие куда шире - в особенности, если мы говорим о человеческом капитале в контексте модернизационного развития страны и повышения ее конкурентоспособности.

В рамках теории человеческого капитала, появившейся как ответ на изменение макроэкономических тенденций, существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Таким образом, расходы, направленные на повышение качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции. То есть эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компенсируются доходом.

Осознание этого факта позволило - в первую очередь государству - пересмотреть свое отношение к социальной политике. Стремление западных стран к расширению разного рода социальных и образовательных программ в частности целевые образовательные программы Евросоюза самым ярким образом свидетельствуют об этом. Видов инвестиций в человеческий капитал достаточно много. Однако, на мой взгляд, ключевыми являются инвестиции в образование. Остальные - к примеру, расходы на здравоохранение, повышение мобильности человеческого ресурса и оптимизацию миграции - не менее важны, однако они, как показывает опыт, идут следующими в списке после расходов на образование.

Данные экспериментальных расчетов потенциальных и реальных объемов накопленного человеческого капитала, проведенных на рубеже х годов, показали, что среди стан СНГ самые высокие показатели накопления человеческого капитала на душу населения приходятся на Россию тыс. США и Казахстан тыс. На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону.

Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Экономическая эффективность жизнедеятельности населения: Человеческий капитал — новые возможности компании. Методика оценки интеллектуальных активов: Трудовые отношения в условиях становления новой экономики:

Индекс развития человеческого потенциала применяется для оценки В частности, и Беларусь начала представлять нужные сведения только с г. . С.Н., Малашенко Т.В., Петрович Э.И. инвестиции в человеческий капитал.

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития - человеческого капитала - выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. В условиях глобализации мировой экономики, свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития.

Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны. Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но теперь - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма.

Основными драйверами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновации. Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного человеческого капитала, который и определяет направление и темпы развития организаций, страны, региона, мировой экономики. С другой стороны, накопленный качественный человеческий капитал лежит в основе инновационной системы и экономики. Процессы развития человеческого капитала и инновационных экономик составляют единый процесс формирования и развития инновационно-информационного общества и его экономики.

Для эффективного функционирования человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, экологию и жилищные условия, причем на уровне развитых стран мира. Иначе лучшие специалисты уезжают туда, где им удобнее жить и комфортнее и безопаснее работать.

Всегда ли обоснованы претензии к системе высшего образования?

Основным формам инвестиций в человека расходам на здравоохранение, науку и образование соответствуют активы человеческого капитала, выраженные в показателях средней продолжительности жизни населения, уровня его образования и реального душевого валового внутреннего продукта ВВП. Агрегируемые в"индекс развития человеческого потенциала" ИРЧП эти показатели используются Организацией объединенных наций и Всемирным банком для сопоставления уровня развития разных стран и разделения их на три категории: Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы"развитие служило людям, а не люди - развитию".

Уже в г. По данным Доклада о развитии человека за год, Республика Беларусь снова вошла в группу стран с высоким уровнем ИРЧП, заняв е место. Величина ИРЧП для каждой страны показывает, какой путь ей еще предстоит пройти к достижению поставленных мировым сообществом целей:

Вы можете быть полностью уверены в том, что работа"инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития по Беларуси".

Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства.

Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал. Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса человека в экономической системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, — наиболее существенная часть жизнедеятельности человека, и понятия в этой сфере трансформиру. На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие"рабочая сила", или способность к труду,"совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [1].

Человека здесь рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении. С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов к проблемам воспроизводства рабочей силы.

Ставка на кадры

Согласно этой методике в состав национального богатства, кроме того, что создано трудом граждан, включаются и природные ресурсы, и население. Правда, для стран СНГ оценка не проводилась: До сих пор за уровень развития человеческого капитала в нашей стране мне никогда стыдно не было. И не думаю, что его средний уровень развития у нас сильно уступает уровню развития в любой из западных стран. Особенно учитывая обилие у них мигрантов из Африки и Азии.

Расходы на социальную сферу в Беларуси. Годы. Соотношение Инвестирование в развитие человеческого капитала, как правило, приводит к.

Знания — это субъективное свойство человеческой личности, воплощаемое в экономической деятельности в виде человеческого капитала. На протяжении тысячелетий истории человеческий интеллект выступал одновременно и главным накопителем знаний, их арсеналом. Посредством народного эпоса знания передавались из поколения в поколение, распространялись по регионам и континентам. Положение изменилось с появлением письменности. Главным накопителем знаний стали письменные источники, а революционным скачком в их развитии оказалось изобретение книгопечатного дела.

Но сейчас сформировался новый арсенал накопленных знаний — компьютерная техника и Интернет, система спутниковой связи. На их основе создана единая информационная база данных, позволяющая буквально за секунды, а иногда и доли секунды передавать сведения о накопленных знаниях из одной страны в другую, из одного континента в другой. Появилась возможность межпланетного информационного сообщения.

Сказанное подчеркивает ту огромную роль, которую стал играть человеческий капитал в современной экономике. Он включает в себя значение трех индикаторов:

Человеческий капитал – источник развития

На внешних рынках сложилась неплохая конъюнктура для наших товаров, прилично нарастила объемы производства промышленность, увеличился экспорт, выросли доходы населения, оживились частный бизнес и сфера услуг. Хорошие и макроэкономические показатели. Очень важно закрепить достигнутые успехи, превратить их в устойчивые тренды.

Удовенко И.М. Человеческий капитал как фактор инструмент привлечения иностранных прямых инвестиций .. 2 9. Германович Г.В. ства экономики Республики Беларусь. В его работе приняли участие представители Нацио-.

Повышение качества человеческого капитала в Республике Беларусь Оценки экспертов всех стран мира — от высокоразвитых до развивающихся и бедных — свидетельствуют о том, что отдача от человеческого капитала существенного превышает отдачу от физического капитала. По оценкам Всемирного банка, ещё в г. При этом он тем выше, чем более развитой становится экономика, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие самого человеческого капитала.

Благодаря более качественному образованию и развитости рынка труда люди активнее включаются в освоение новых знаний, компетенций и навыков, становятся более восприимчивыми и отзывчивыми к достижениям научно-технического прогресса, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам, заставляя работать высвободившуюся энергию социально-экономических кризисов на дальнейший рост и развитие.

В Беларуси имеет место дисбаланс между номинально высокими показателями уровня человеческого развития и низким уровнем душевого ВВП. В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе и в мире. Однако, несмотря на столь высокие показатели, по номинальному ВВП на душу населения Республика Беларусь занимала 81 место в г. Сочетание высоких показателей по запасам человеческого капитала с низкими показателями уровня ВВП на душу населения свидетельствует, прежде всего, о неэффективности инвестиций в человеческий капитал, а также о наличии проблем в его формировании, развитии и использовании.

Это заставляет критически переосмыслить унаследованную Республикой Беларусь советскую модель инвестиций в человеческий капитал и командно-административную систему управления в контексте проводимого рядом исследователей различения между т. При этом акцент необходимо сделать на характере взаимодействия тех систем и деятельностей, которые способствуют повышению эффективности формирования, развития и использования человеческого капитала.

Человеческий капитал как фактор экономического развития

Published on

Узнай, как мусор в голове мешает человеку больше зарабатывать, и что ты можешь сделать, чтобы очистить свои"мозги" от него навсегда. Кликни здесь чтобы прочитать!